Храм Космы и Дамиана в Шубине
фото Вадим Каторгин www.katorgin.ru

  [История Храма]
[о.Борисов 2005 июнь]
[Фото Храма 2007 март]
[уборка Храма]
[Храм убранство]

www.photokosma.da.ru
[Гостевая книга]
[Скачать заставку с "Алтарем"]
[Фото для печати]
[статьи прот.Александра Борисова]

[Крещение младенца]
[Панорама Храма]
[Реколлекция-Кратово]

[экизы-календарь 2008]
[экизы-календарь 2009]

В самом начале Столешникова переулка, близ памятника Юрию Долгорукому, расположен старинный московский храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, существующий, как писали в дореволюционных путеводителях, “с древнейших времен”.

О местности Шубино и о начале храма
Есть предположение, что в прежние годы местность, исстари называемая Шубиным, была населена “шубниками” - скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, более обоснованной, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. На этом основании некоторые исследователи высказывали предположение, что уже в XIV веке здесь существовал переулок, впоследствии избранный для строительства храма, первоначально - во имя Иакинфа (Акинфия) с приделом Космы и Дамиана.















Первое упоминание о церкви содержится в Софийском временнике под 1368 г., где значится, что воевода Дмитрия Донского “Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана”.

Возможно, потомком Иакинфа Шубы являлся однажды упоминаемый в источниках XVI в. гонец Шубин-Грязнов, с которым известный историк Москвы профессор И. М. Снегирев также связывал название местности Шубино.

Еще в XVIII столетии часть нынешнего Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, на рубеже XVIII-XIX вв. это название меняется на Космодамиановский - по наименованию церкви. Космодамиановский переулок сохранял свое название вплоть до 1922 г.

О наименовании храма
Хотя боярин Шуба и посвятил храм своему патрониму - Святому Иакинфу, однако название это незаметно исчезло с карты Москвы - при многочисленных пожарах и перестройках, по-видимому, престол Св. Иакинфа, однажды утраченный, восстановлен не был. Зато второй, придельный престол регулярно восстанавливался, и вскоре за храмом прочно закрепилось имя Космодамианского.
Косма и Дамиан, два родных брата, врачи, жили в Асии (часть Малой Азии) не позднее IV века. За свои исцеления они не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что получили прозвание “бессребреников”. Святые исцеляли не только людей, но и зверей, домашний скот, любую тварь Божию. В пустынях благодарные животные ходили за ними стадами. После того, как братья почили, их мощи были перенесены в город Амид в Месопотамии.

Память их празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю).

Как предполагается, самым древним названием храма было “Космы и Дамиана на Ржищах”. Топоним “Ржищи” уводит нас вообще к временам начала Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца ХVIII века, иногда заменяя официальное “в Шубине”. Впрочем, в документах ХVIII столетия можно встретить и другое название храма - “Космы и Дамиана, что за Гагариным двором”, так как позади церкви, на Тверской, с ХVII в. располагались палаты князей Гагариных. Еще одним названием, бытовавшим в ХVIII столетии, было “Космы и Дамиана за золотой решеткой”.

О строительстве первого каменного храма
В архивных документах впервые упоминание храма Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. В ту пору Храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года Храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый, каменный Храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.
Несмотря на то, что главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана - по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части церкви. И, хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как “Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой”, но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка “Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения”.

Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.

В 1631 г., по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, дьякона, дьячка, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года “церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно... огорожено надолбами изретка”. В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено “в другом конце от старого”.

В 1680 и 1683 гг. в храме дважды служил патриарх Иоаким - “патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение”, раздавая по дороге милостыню.

О строительстве нового храма
В 1702 г. в приходе церкви числились “двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор”. В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.

К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого “каменного строения” в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.

Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: “1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить”. В ту пору в приходе церкви числилось всего 7 дворов.

Для быстрейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая “без остатка” сгорела в 1773 г. во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка - дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 г. в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х гг.

О нашествии французов
Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре, и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.

В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по “повелению французского начальства” наполеоновские солдаты расстреляли “зажигальщиков Москвы” - случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, “безвинные жертвы смерть претерпели” перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя...

После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что “церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке”.

Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 г. по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел свв. Космы и Дамиана. В мае 1813 г. настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь “к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса”. 22 марта 1814 г. главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, протоиереем церкви св. Николая в Хлынове о. Иоанном Ивановым.

Об устроении и украшении храма
В период послепожарной реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.
В 1821-1824 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А. Ф. Элькинского (1788-1827) на средства, собранные “прихожанами и благотворителями”, было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма во имя Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.

В 1818 г. рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.

В 1840-1842 гг. “усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца” В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила “об трех ярусах”, обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 гг. Тогда, “усердием почетных граждан” А. В. и И. В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: “1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина”. Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.

В 1887-1889 гг. на средства купца Д. Р. Вострякова и его жены, К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 г. епископ Можайский Александр. При совершении литургии и молебна пел хор Галичникова “в парадных кафтанах”. Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д. Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Косьмы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.

О труждавшихся в храме сем

(площадь где теперь памятник Юрию Долгорукому)Вид Тверской площади с памятником генералу Скобелеву в начале XX в. Слева - храм свв. бесср. Космы и Дамиана. Колокольня храма снесена в 30-е гг.

В разное время настоятелями храма служили священники о. Владимир (1625-1627), о. Созонт (1633-1651), о. Исидор (1652), о. Иван (1653-1657), о. Козьма МАКСИМОВ (упоминается в 1657 г.), о. Леонтий (1661-1670), о. Федор ИВАНОВ (в 1680-х гг.), о. Иван ГРИГОРЬЕВ (уп. в 1681-1687 гг.), о. Варфоломей ИВАНОВ (1688-1700), о. Дмитрий ИВАНОВ (1707-1738; при нем было построено существующее здание храма), о. Иван АНДРЕЕВ (уп. 1744-1746), о. Александр АРТЕМЬЕВ (до 1774 г.), о. Петр ЯКОВЛЕВ (уп. 1783-1784), о. Андрей НИКИТИН (уп. 1813), ПЕТРОВСКИЙ – (уп.1821), о. Алексей НОВИКОВ (уп. в нач. 1820-х гг.), о. Иван Николаевич АНИЧКОВ (уп. 1857-1858), о. Михаил Егорович НЕВСКИЙ (18б4 – после 1889 гг.; В 1889 году ему, в связи с 25-летием “служения при сем храме”, прихожанами, по благословению митрополита, был поднесен золотой с украшениями наперсный крест).

В книге-справочнике “Вся Москва” за 1916 год перечисляются служители Храма:

настоятель - Ильин Петр Григорьевич (служил до 1929 года),

дьякон - Колосов Дмитрий Михайлович,

псаломщик - Тропаревский Василий Николаевич,

староста - Михайлов Николай Алексеевич.

Регентом храма в 1910-1920-хх гг. был знаменитый композитор П. Г. Чесноков.

Среди прихожан храма упоминаются князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины. Стоит особо назвать семейство купцов и почетных граждан Борисовских, Д. Р. Вострякова и его жену К. Г. Вострякову, (урожденную Хлудову), на протяжении полувека являвшихся главными жертвователями на украшение церкви. Из других прихожан следует выделить Ф.В. Солова и Е.А. Смирнова, много сделавших для пользы храма.

О храмовых реликвиях
Одной из главных реликвий храма являлась чтимая прихожанами Страстная икона Божьей Матери. В 1840-42 гг. для нее была сделана новая серебряная позолоченная риза с цветными камнями. В 1887 году в главном алтаре появилась величественная, в дорогом киоте, икона Воскресения Христова - дар прихожанина Ф. В. Солова. О существовании в храме древних икон ничего не известно.
Из церковной утвари особо выделялся серебряный золоченый напрестольный крест 1643 года - вклад вдовы Д. Г. Дерябиной. На кресте имелась надпись: “1756 году ноября в 1 день приладила сей крест благословенный напрестольный во храм святых чудотворцев Косьмы и Дамиана на Шубине вдова Дарья Гаврилова дочь Козьмина жена Дерябина по своим родителех, на поминок”.

Перед местными иконами висели две серебряные лампады – дар прихожанина Ф.П. Тютчева, сделанный им в 1766 году. Эти лампады немногое из древней утвари, уцелевшей в дни нашествия французов.

О временах разорения
Но ничего из прежних реликвий до нашего времени не сохранилось. 23 апреля 1922 года “для помощи голодающим” из церкви было изъято “7 пудов 19 фунтов 70 золотников серебра, 1 бриллиант, 40 драгоценных камней, риза с драгоценными камнями и крест с алмазами”. В 1929 году храм был закрыт. До 1966 года в здании церкви находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, а затем, до 1993 года - типография ХОЗУ Министерства культуры РСФСР. Интерьер церкви был приспособлен под нужды типографии, к зданию сделана пристройка. У алтарей храма была устроена площадка для выгула собак.

В 1932-33 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, пристроен высокий жилой дом с рестораном “Арагви”. А в конце 1950 - х гг. церковь предполагалось снести полностью. В одной из московских газет за 1958 год сообщалось: “Вместо церковного здания по Столешникову пер., ныне занятого Библиотекой иностранной литературы, и других старых домов за ним до Пушкинской улицы будет построен многоэтажный жилой дом”. К счастью, этот проект не был осуществлен.
Интерьер во времена типографии


Храм, центральная часть в 1991г.- бывшая типография


Храм, центральная часть в 1993г.


Храм, центральная часть в 2002г.

В 1970-х гг. был снесен двухэтажный дом причта, выходивший фасадом на Столешников переулок. На фотографии 30-х гг. он виден в глубине площади слева от дерева, скрывающего храм (помечено стрелкой).

В 1977 - 1979 гг. в храме проводились реставрационные работы (автор проекта реставрации - архитектор Череватая О.В.). Был частично восстановлен облик главного храма, реставрировано его завершение с барочной главкой и золотым ажурным крестом.

В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся, как полагают, к первой четверти ХVIII века - времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в ХVIII в., неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте.

День сегодняшний
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II летом 1991 года в Храме возобновлено богослужение. Настоятелем храма назначен священник Александр Борисов.
В день свв. бесср. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, 14 июля 1991 года был совершен водосвятный молебен с крестным ходом вокруг храма. Служение возглавил благочинный Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков с участием священника Александра Борисова и духовенства соседних храмов. Первую литургию служили 19 декабря 1991 года в день св. Николая. С декабря по ноябрь 1992 года богослужения совершались в небольшой комнатке (площадью 36 квадратных метров) на колокольне, т. к. в храме продолжала работать типография. Только однажды - на Пасху 1992 года - литургию в основном храме служили среди станков. Это была первая литургия после 60-летнего перерыва в храме святых бессребреников Космы и Дамиана, и символично, что это были пасхальные богослужения. Постепенно храм возрождался к жизни.

В ноябре 1992 года, когда были вывезены типографские станки, в северном приделе был освящен престол для совершения литургии в более нормальных условиях. И хотя обшарпанные стены, залитый типографской краской пол, следы от станков делали храм похожим на раненого человека, вернувшегося домой с войны, было уже ясно — эта война выиграна. Храм будет жить.

В июле 1992 года по в храм был назначен второй священник — отец Владимир Лапшин, служившего ранее в селе Ваулово близ города Чехова Московской области. (Сегодня отец Владимир - настоятель храма Успения на Успенском Вражке). С декабря 1992 года в храме служит отец Георгий Чистяков, сначала в сане диакона, а затем - священника (рукоположен 25 ноября 1993 года). В ноябре 1993 года в приход назначают нового диакона — Александра Царькова, которого затем сменил диакон Димитрий Румянцев. В ноябре 1996 года третьим священником храма становится отец Иоанн Власов. 15 февраля 2000 в приход назначают четвертого священника - прот. Александра Кузина (ранее он 12 лет служил в Калужской епархии). В 2001 году был назначен диакон Виталий Данилюк.

В 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии в четверике Храма. Тогда же старый пол, полностью залитый темной типографской краской, заменен на новый - белый, сделанный из мраморной крошки с белым цементом.

Важным событием этого года стал визит Святейшего Патриарха Алексия II, состоявшийся на Пасху. Предстоятель поздравил прихожан со Светлым Праздником, пожелал и дальше трудиться для обустройства прихода.

В притворе храма художником А. Карнауховым сделана мозаика святых покровителей Храма — свв. бесср. Космы и Дамиана.

Сразу же после того, как храм был освобожден от типографского оборудования, начались работы по восстановлению его внутреннего убранства. Проведена исследовательская работа по состоянию и сохранности настенной живописи. Бригада реставраторов во главе с Валерием Георгиевичем Ветошновым к нынешнему дню закончила работы по раскрытию и восстановлению росписей центральной части храма, где отреставрированы композиции живописи XIX века: “Поклонение кресту” (восточная часть свода), под ней - “Пейзаж Иерусалима”, фигуры Архангелов на своде, на западной стене — “Вход в Иерусалим”, над ним — “Снятие с Креста”. В простенках между окнами на южной и северной стенах четверика — фигуры святителей — Петра, Алексия, Митрофания Воронежского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Патриарха Тихона (две последние написаны заново на местах, где живопись совершенно не сохранилась). Местами реставраторам приходилось удалять до 9 слоев краски.

Живопись на западных стенах приделов пока находится в состоянии раскрытия и исследования. В данное время идет активная работа над созданием иконостаса, которую возглавляет иконописец Валентин Коновалов. Разработан проект, первые иконы уже написаны и установлены.

Особо-знаменательное событие состоялось в приходе 13 ноября 1997 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Храм вернулась икона свв. бесср. Космы и Дамиана Ассийских, бережно сохраненная с момента закрытия церкви в 1929 году в соседнем Храме Воскресения Словущего что в Брюсовском переулке (настоятель прот. Владимир Романов).

Пасха 1998 года была отмечена новой радостью, после почти 70-летнего перерыва Храм обрел голос. Колокола во вновь сооруженной звоннице были отлиты на заводе ЗИЛ и установлены перед самым Праздником.

14 ноября 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную Литургию, в честь престольного праздника свв. бесср. Космы и Дамиана. Во время службы настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея. После Литургии Патриарх освятил икону с мощами блаженной Матроны Московской.

Двери Храма открыты для всех. В приходе действуют группы совместного чтения Евангелия, группы милосердия, молодежный клуб. Еженедельно проводится раздача подержанных вещей нуждающимся. Каждое воскресение проходят пастырские беседы. Доброй традицией стали Евангельские встречи прихода. Каждое лето организуются паломничества, молодежные христианские лагеря. Действует воскресная школа.

Для всех, желающих принять Святое Крещение, предлагается цикл занятий по катехизации.

Отдельно следует сказать о служении в Детской республиканской клинической больнице. Это доброе дело, начатое отцом Александром Менем, продолжает ныне о. Георгий Чистяков с группой прихожан.

 

 

Hosted by uCoz